ВНИМАНИЕ! В Вашем браузере ОТКЛЮЧЕНА поддержка JavaScript! Сайт может отображаться не корректно!
Зеркало недели

    ВНИМАНИЕ!
    Во исполнение указания Президента Российской Федерации от 25 декабря 2012 года № Пр-3481 не реже 2 раз в год проводятся личные приемы граждан, том числе должностными лицами органов военной прокуратуры.

    Получится сэкономить
    В этом году россияне смогут приобрести невозвратные железнодорожные билеты в поезда дальнего следования. Причем их стоимость ниже на 10–20% в отличие от возвратных.

    И в Москве не скрыться
     Сухобузимский районный суд рассмотрел уголовное дело в отношении одного из угонщиков, напавшего в марте 2018 года на водителя такси на территории района.

    Елка от спонсоров
    Накануне новогоднего праздника предприниматели Гай Мхоян (ООО «КрасМстрой») и Ваагагн Чобанян (ООО «Атлант-Билд») порадовали юных жителей Борска необычным подарком

    В «академ» - и в армию
    36 молодых жителей района отправились в войска по результатам осенней призывной кампании 2018 года.

    Под елочку
    Накануне праздников в Борском сельсовете всем многодетным семьям вручили подарки.

    И танцевать, и отдыхать
    В декабре в лагере №9 детского оздоровительного комплекса «Таежный» сданы в эксплуатацию два новых здания.
Яндекс.Метрика
11 января, 2019 | Категории: Краеведение
Просмотры: 127    |
Рейтинг: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (Ваша оценка?)
Loading ... Loading ...
Печать

Первожители казачьих деревень

5.Триста лет тому назад

(Продолж. Нач. в № 32,33,51,52)

Две Нахвальные

Итак, самым большим селом триста лет назад было Бузимское (70 дворов, 253 души мужского пола).

Но, оказывается, поблизости уже хорошо разрослась деревня Нахвальная (39 дворов, 187 душ мужского пола). Изучив список жителей, сразу понимаешь происхождение названия деревни. В одной из усадеб вместе с семьей жил Павел Нахвальнов, 70 лет.

Ясно, что этот род  основал деревню и дал ей свое имя.  Утверждение же одного краеведа о том, что деревня получила свое название, потому что ее нахваливали, очень далеко от истины.

У Павла Нахвального было  четыре сына: Левонтий, 44 лет, Трофим, 42, Иван, 17, Прокофий ,14 лет. Подрастало три внука — Прокофий, Федор, Роман.

Триста лет назад Нахвальная была чисто казачьим поселением. Население  состояло исключительно из  пеших и конных казаков, а также казачьих сыновей и отставных казаков, они жили в 34 дворах из 39.

Самый первый в списке – московского списку дворянин Степан Сухотин,40 лет. Возможно, он был потомком боярского сына Ивана Кириллова Сухотина, занесенного в перепись 1671 года.
 Семья  у самого Степана небольшая — двое сыновей — Федор пяти лет и Семен, трех лет, да  и племянник Григорий, 12 лет. Однако усадьба самая крупная во всей деревне, полна людей. Всего на ней проживает 22 человека  только    мужского пола. Если прибавить женский пол, получится около 40 человек. 18  душ мужского пола — дворовые люди: 8 мужчин трудоспособного возраста, 2 подростка и 8 мальчиков. Выходит, Степан Сухотин был настоящим помещиком. На него работало 10 мужчин, их жены. Можно предположить, что дворянин Сухотин имел большое хозяйство. Был  одним из самых обеспеченных и влиятельных людей в округе.

«Богатая же верхушка дорожила почетным и привилегированным положением служилого человека. От обременительных служб они избавлялись, нанимая за себя казачью бедноту. Интересно, что отдельные представители казачьей старшины заводили хозяйства помещичьего типа. В них они использовали труд холопов и должников (Самойловы, Иконниковы, Сухотины, Нашивошниковы).

( Красноярье: пять веков истории, часть I, Красноярск,2005, с.81).

Думается, автор статьи «Социальные отношения»  профессор Г.Ф. Быконя среди других помещиков назвал имя нашего земляка.

Кто же еще проживал в Нахвальной в 1720 году? Я выписала  наиболее часто встречающиеся в «Переписи города Красноярска и его уезда»  (с № 924 по № 1233)роды.

Нынешние жители села увидят свои и много знакомых фамилий.  Триста лет назад Соловьевы  занимали 7 дворов,  Лалетины — 4, Горбуновы — 4, Климовы — 4. Спиридоновы -3.  Их соседями были Долговы, Карабарины,, Ерославцовы

(Ярославцевы?), Черняевы, Белослюдовы (Белослудовы?), Черкашенины, Саламатовы (Соломатовы?), Скабелины (Скобелины?).

Обитало здесь несколько семей  Ковригиных и Кононовых.  Можно предположить, что первожители с этими фамилиями  основали деревню Ковригино, может быть, и  село Кононово.

Из нераспространенных имен можно назвать такие, как Федор Губанов, Иван Суселетин, Родион Салдов, Михайло Рыков.

Деревня, видимо, была богатая, в ней проживал всего один посадский человек  (Борис Климов) и  единственный захребетник (Василий Климов). А еще в двух случаях в  «Переписи…» о социальном положении владельца двора прочитать невозможно из-за ветхости рукописи.

Рядом с Нахвальной стояла деревня  поменьше — Малая Нахвальная (24 двора) Ее тоже  населяли  преимущественно казаки: Саламатовы (10 дворов),  Скобелины, Узуновы,  Бузуновы, Гарасимовы (Герасимовы?), Павловы, Толстиковы, три семьи посадских — Толстиковы, Турухановы, Скабелины.

 

Павловская

Довольно крупная деревня, стояла ниже по Енисею. 31 двор. Из знатных селян – недоросль сын боярский Петр Кафтырев, 25 лет. Напомню, что недоросль – слово не обидное,  просто так называли человека,  пока не определенного на государеву службу.

Но население совсем иное, чем в Нахвальных. Здесь казаки составляли лишь 30 % от населения. Остальные — посадские люди и пашенные крестьяне. Разумеется, здесь жили  Павловы. Вот посадский человек Осип Павлов, 35 лет, сыновей не имел.

Встречаются уже знакомые нам Скобелины, Коркины, Михайловы, Высотины, Корноуховы (Карноуховы). Но в основном переписаны пока не встреченные фамилии – казаки Кирилл Журжин,  Андриян (Андриан) Конев, Ефрем Кожевин, Иван Игумнов, Игнатий Шудров, Афанасий Пирогов, Матфей Жетавский, Борис Шураков, Семен Клементьев, Петр Казаков, пашенные крестьяне Дементий Дедин, Семен Скажихин, Артемий Порываев, Иван Голышев, посадские -  Никита Темкин, Сергей Слободин. Имелось несколько захребетников – Трофим Ташин, Севостьян Исаков, Спиридон Дмитриев.

 

Кекурская

Академик С.В. Бахрушин  в «Очерках по истории Красноярского уезда в XVII веке»  сообщает, что «выше села Бузимского на той же реке Бузиме имелась в 1701 году еще дер. Кокурская (по Ремезову «Матона», чит. Матонина) в которой жили казаки Лев Матонин с товарищи (8 чел) и двое посадских, отхвативших эту землю наездами у аринских татар».

В 1719- 1722 гг. в Кекурской жило три семьи Матониных. Два посадских человека  Онисим (Анисим) и Омельян (Емельян) Матонины. Третий Матонин – Григорий – был казачьм сыном. Матонины считаются основателями деревни, она и называлась прежде Матона. Под таким именем нанесена на карту Семена Ремизова 1701 года.

Кекурская деревня состояла исключительно из казаков. 16 из 21 двора  занимали они. В деревне жил только один пашенный крестьянин — Иван Корноухов, 50 лет.

 В списке жителей деревни Кекурской я впервые  (из просмотренных 309  «скасок») встретила на страницах  имя аборигена – новокрещенного татарина  50- летнегоТимофея Протопопова. Вероятно, он происходил из племен, обитавших  в округе.  Неизвестно была ли у него семья, записан в переписи он в единственном числе.

 С.В. Бахрушин подсчитал, что 1671 году  в услужении у частных лиц  было 43 представителя нерусского населения, все обращены в православную веру.

Кто были предками нынешних жителей Кекура?  Казаки Шадрины, Терские, Шахматовы, Вагановы, Чирковы, Черкашенины, Трофимовы, Сереткины, Клочковы, Шаховы.

 Бахрушин отмечал: «В Кокурской деревне служилые Иван Черкашенин с детьми, Малафей Терской с братом Федором, Иев Корелин, Кузьма Федоров и Степан Корелин владели в 1702 году землею «без крепости по наездам» и только во время переписи били челом об отводе им участков администрацией».

В деревне Балчюсской

«К левому  берегу р. Кана прилегали владения дер. Балчужской или Балчуга, тюркское название которой (ср. Балчуг в Москве) означает болотистую местность. Территория ее распространялась от устья р. Тели до устья Кана и вверх по Кану «до нижнего порогу, а от порогу через леса к реке Енисею» до устья той же речки Тели; ей же принадлежали два «сенных острова» на Енисее. Балчужская деревня возникла в 40-х годах XVII в. и была населена пашенными крестьянами и отчасти служилыми людьми. В 1671 г. в ней числилось пять крестьян – дворохозяев и двое служилых людей. В 1702 году – 11 крестьян и один казачий сын. В начале XVII1  в. вся запашка Балчужской деревни, считая « государеву десятинную пашню», составляла 35 дес. в поле и захватывала вновь завоеванную новину «за бором на степи» (Бахрушин С.В. с. 111)

Вы, конечно же, узнали  Большой Балчуг.   В Переписи 1722 года он записан как  деревня Балчюсская.

К моменту ревизии по количеству дворов -21- это  крестьянское поселение делило 5-е место  вместе с Кекурской. Здесь несли службу четыре казака –  приказной пеший казак Игнатий Ендоуров, десятник Гаврила Потылицын, Микита Кропивин, Софон Таскин.  Пашенные крестьяне Михаил Пермяков, Данила Осетров, Лаврентий Каменский, Абакум Максимов,  Клим Щербаков, Яков и Сила  Пуреговы, Семен Урвач,  Алексей Пермяков имели  от 1 до 5 сыновей. Исключение составляли Иван Кропивин и Лука Перегов – единственные мужчины в своих дворах. Многочисленной была семья  Пермяковых — 12 душ мужского пола. Под одной крышей жили пятеро семейных братьев –  Борис, Родион, Семен, Иван, Тихон. Старший Борис сыновей не имел, но у него было семь племянников. А вот Василий Осетров, живший одним домом с братьями Григорием и Матфеем, растил пятерых сыновей – Михайлу, Артамона, Тихона, Ивана, Федора, имел и двух племянников. Всего на усадьбе Осетровых  обитало  10 душ мужского пола

В Балчюсской  проживало два захребетника – Федор Игнатьев, 50 лет, и Алексей Васильев, 67 лет, причем,  последний записан как «нищетцкой захребетник».

 Профессор Г.Ф. Быконя в книге  «Заселение русскими Приенисейского края в XVIII в»  рассказывает, что  после основания Абаканского и Саянского острогов казаков, проживающих вблизи Красноярска, обязали переселиться на юг округа.  И действительно, между 1722-1747 гг.  часть жителей из центральной части уезда обосновалась  в Хакасско — Минусинском районе. Среди мигрантов ученый называет наших земляков. Так, разночинец Иван Никитин сын Крапивын со старшим братом Максимом ушли из дома отца в селе Балчесском в деревню Шунерскую. Позже Максим с семьей оказался недалеко от Абаканского острога (ныне Краснотуранск) в деревне Байкаловой, а Иван – в деревне Шушенской.

Казачьи, крестьянские  и семьи разночинцев перемещались на юг и из других бузимских сел.   Василий Плишкин (его предки жили в деревне Погорельской, дослужились до чина  дети боярские) из села Бузимского  вместе с другими разночинцами обратился с  прошением к  горному начальству о дозволении «поселиться дворами при р. Минусе, Ойе и Койе… для заводских работ и пахоты хлеба». Не дождавшись разрешения, В Плишкин, как и многие другие, переселяется самовольно… (Г.Ф. Быконя, с. 113-114)

В Шушенской поселился выходец из  деревни Павловской разночинец Дмитрий Конев.

 

Хлоптуновская

В этой  казачьей деревне тоже 21 двор, 95 жителей. И также преобладает казаки. Они живут в 18 дворах.

Из знатных особ –  40-летний боярский сын  Федор Замараев с тремя сыновьями – Максимом,12 лет, Кононом, 7 лет, полугодовым Василием. Имеется в деревне еще и недоросль сына боярского Игнатий Замараев, тридцати двух лет. Он успел обзавестись семьей, воспитывает двух сыновей.

Казаки  в Хлоптуновской почти все рядовые, есть среди них отставные и дети казачьи. Но вот в одном из дворов записан  конного полку десятник Иван Хлоптунов, 35 лет. Живет он с братом Тимофеем. Резвятся в доме и дети: Павел, Иван, Егор, Петр, Яков, а самый маленький Вася – еще в люльке. Только из переписи непонятно, чьи они сыновья – Ивана или Тимофея.

Кстати, в переписи 1671 года упоминается Яков Хлоптун и его сын Семейка. Без сомнения, этот род дал название деревне.

Кого  из первожителей еще можно назвать? Если в других поселениях очень много семей с одинаковыми фамилиями, то про  Хлоптуновскую этого сказать нельзя.  Тут только Замараевых – 4 двора,  Тропиных — 3, да Пузыревых — 2. Остальные роды имеют по одному двору – Пчелин, Трунин, Кудрин, Махнев, Шибаев, Коркунов, Попков, Смоленский, Рогов. Юдин.

Кстати, Макар Юдин – единственный в селе посадский человек.

В переписи нечасто встречаются указания, что в семьях живут зятья. Видимо, это было редким явлением. Но вот в Хлоптуновой отставной  пеший казак Дмитрий Тропин, 70 лет, делит крышу с  мужем дочери – Яковом Шаховым. Побогаче, видимо, жил казак Мосей Кудрин с 70-летним отцом Андреем и братьями Игнатием, Никитой. Им прислуживал дворовой Сава, 30 лет. Фамилия работника не указана, так как он не принадлежал к податному населению.

Ольга ВАВИЛЕНКО

Фото автора  и Алексея Матонина

(Окончание следует)

 

 На верхнем фото старинный дом в Большом Балчуге

 

Берестяные туеса и глиняные кринки служили нашим предкам и триста лет назад. На снимке: посуда из фондов краеведческого музея Атамановской средней школы.

 

Корыто выдолблено из цельного куска дерева. Хранится в  музее Атамановской средней школы.

 

Ваш комментарий

  

  

  

Текст который нужно ввести в поле ввода

*

Можно использовать эти теги: these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>