ВНИМАНИЕ! В Вашем браузере ОТКЛЮЧЕНА поддержка JavaScript! Сайт может отображаться не корректно!
Зеркало недели
Яндекс.Метрика
31 декабря, 2018 | Категории: Неизвестные страницы истории, Подробности
Просмотры: 278    |
Рейтинг: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (Ваша оценка?)
Loading ... Loading ...
Печать

Послание из бронзового века

Возможно, в будущем году еще один объект в районе получит статус памятника. Атамановская писаница ­ одно из древнейших на сухобузимской земле свидетельств того, что тысячи лет назад на берегах Енисея жили люди.

 

Потерянная писаница

Века прошли с тех пор, как на отвесном гранитном утесе Атамановского Быка человеческой рукой были выбиты наскальные рисунки. Это случилось в период, который принято называть бронзовым веком. Люди шли вниз по Енисею в поисках новых мест, где они могли бы обрести новый дом. Заходили на притоки, исследовали местность. Бескрайние леса являли им обилие зверья и обширные поляны, которые можно было использовать как пастбища или обработать под пашню.

Люди несли с собой бронзовое оружие. Они знали, как из сплава меди и олова сделать не только острый нож и надежный меч, но и красивейшие украшения.

 Шли они и там, где спустя несколько тысяч лет живем мы. На берегах Енисея, которые мы теперь зовем сухобузимскими, остались не только несколько курганов. Больше ста лет назад на Атамановском Быке, который часто называют просто Камнем, сибирский исследователь сумел увидеть малоприметный рисунок, выбитый в граните.

История этой находки не менее увлекательна, чем тайна ее создания. Кандидат исторических наук, доцент красноярского Государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева и директор музея археологии и этнографии Средней Сибири Александр Леонидович Заика поведал о ней в своих научных публикациях.

В 2010 году в альманахе «Енисейская провинция» было опубликовано предварительное сообщение. Александр Леонидович и его соавторы рассказали, что Атамановская писаница была обнаружена еще в конце XIX века.

Наставник Красноярской гимназии В.К. Златковский в 1883 году собирал в окрестностях Красноярска коллекции горных пород. Скорее всего, тогда он и увидел петроглифы на Атамановском Камне.     Заметить их не так-то просто – видно только со стороны реки. Наставник гимназии тщательно срисовал их и показал рисунок Ивану Тимофеевичу Савенкову, директору учительской семинарии. Рисунок этот, как и его описание, вошел в «Археологическую карту средней части долины реки Енисея», которую Савенков составил вместе с хранителем Минусинского музея Н.И. Тропининым в 1909 году. Петроглифы получили название Атамановской писаницы. И… оказались забытыми на десятилетия.

 Вверх и вниз по Енисею шли пароходы и теплоходы, смельчаки исследовали скалы близ Атаманово и оставляли свои «наскальные рисунки». Умудрились даже намалевать белой краской поверх петроглифов.

В этих местах в течение ХХ века проходили археологические исследования. Экспедиции, организованные Красноярским краеведческим музеем и историческими факультетами вузов, открыли древние стоянки, в том числе близ современного Атаманово. Более того, в 1980-х Н.П. Макаров предпринял тщетную попытку разыскать петроглифы. Загадочные рисунки словно исчезли.

 

Незаметные петроглифы

- В 1990-х я загорелся идеей отыскать эти петроглифы, — говорит профессор Красноярского государственного педагогического университета Александр Леонидович Заика. — Все, что у нас было – это описание столетней давности да исходная точка, село Атаманово. Не имелось точной информации об их местонахождении, о характере рисунков. К отвесным скалам, на которых их обнаружили сто лет назад, невозможно было подобраться – утес обрывался прямо в воду.

 Подобраться к нужному месту удалось только в марте 2009 года, когда возле утеса намерзла полоска льда. И тут, наконец, улыбнулась удача — после столетнего забвения послание из глубины веков снова предстало людскому взору.

Александр Леонидович говорит, что если не знаешь, что и как искать, послание из бронзового века не заметишь. Оно плохо просматривается при ровном освещении. Тем не менее, специалисты узнали рисунок, который когда-то скопировал как мог Златковский. На твердой породе выбиты фигуры копытных животных. Тут же ученые обнаружили и человекоподобную фигуру. Рисунок наносили редкими и несильными ударами. Центральная в композиции фигура – лося или марала — прорисована тщательней, чем остальные.

Исследователи постарались определить, каким образом наносились эти рисунки, где и как располагался их автор во время работы и почему ограничился достижением видимого внешнего свето-цветового контраста между рукотворной и девственной поверхностью камня.

Но на найденной каменной плоскости была только одна группа рисунков, запечатленных Златковским. А где же другая, на которой изображения копытных животных словно вписаны друг в друга?

 

Хорошо забытое старое

Ее искали в октябре 2010-го. На сей раз подошли к берегу на лодке. И в ста метрах от найденных в прошлый раз петроглифов обнаружили новую, не известную ранее каменную плоскость с наскальными рисунками.

- При таком поиске важно все, в том числе погодные условия и даже время суток. В ясный день не заметишь, а в дождливых сумерках бросится в глаза.

На скале почти в пяти метрах над водой исследователи увидели изображение небольшого копытного животного, скорее всего, косули. Изображение нанесли на камень с помощью точечной выбивки. По обе стороны от него – еще два петроглифа. В левом явно угадывается лучник, который целится в животное. А вот справа изображен, вероятно, еще один человек, который, как можно предположить, набрасывает косуле на шею аркан.

Сказать точнее ученые пока не берутся. За исключением того, что, как и лучник, эта фигура не выбита, а выскоблена на камне, но гораздо небрежней и намного позже.

 Подробнее о своей находке А.Л. Заика и В.Е. Матвеев рассказали в статье «Новые петроглифы Атамановской писаницы» в специализированном журнале «Археология, этнография, палеоэкология Северной Азии: проблемы, поиск, открытия», изданном КГПУ им. В.П. Астафьева в 2011 году. И отметили, что и это, возможно, не все древние наскальные рисунки Атамановского Камня. Поиск нужно продолжать.

 Осенью 2017 года ученые снова исследовали скалы над Енисеем. На этот раз – безрезультатно. Но ведь не найден еще как минимум один элемент писаницы, а значит, поиски продолжатся.

 

Из глубины веков

По словам Александра Леонидовича, определить точный возраст петроглифов очень сложно. Ведь изображения на камне могли выбить как десятки тысяч, так и сотни лет назад.

 По мнению А.Л. Заики, Атамановская писаница, скорее всего, относилась к карасукской археологической культуре – была такая на территории Сибири в эпоху бронзы, около трех тысяч лет назад. Она оказала немалое значение на формирование скифского искусства.

 Существует гипотеза, что представители карасукской культуры использовали три стилистические группы искусства, которые служили для передачи информации, для отправления обрядов, для украшения своей жизни. И у каждой – свое содержание и техника исполнения. Так вот, наскальные изображения, которые сосредоточены по берегам Енисея и его притоков, носили, предположительно, информационный характер. Возможно, люди, которые шли вниз по Енисею, таким образом пытались сообщить сведения об этих землях тем, кто пойдет по реке за ними. Для этого не нужно прорисовывать детали. Чтобы передать смысл, достаточно схематичного изображения.

И это – только одна из вероятных причин появления наскальных рисунков. Они требуют дальнейшего изучения и ждут своего исследователя.

А для этого писаницу нужно сохранить. Ведь возможно, что недостающая часть безвозвратно утрачена, например, при проведении взрывных работ, которые проводились в этих местах в середине прошлого века.

- Сейчас готовятся документы для постановки на охрану Атамановской писаницы, — говорит Александр Леонидович. — В скором времени она будет принята на учет как выявленный объект археологического наследия федерального значения.

 

 Наталья ГОЛОВИНА

(АП)

Фото предоставлено

А.Л. Заикой

 

Ваш комментарий

  

  

  

Текст который нужно ввести в поле ввода

*

Можно использовать эти теги: these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>