ВНИМАНИЕ! В Вашем браузере ОТКЛЮЧЕНА поддержка JavaScript! Сайт может отображаться не корректно!
Зеркало недели

    «Хозяин тайги» плохому не научит
     Сухобузимская молодежь приняла участие в заключительном, зональном этапе краевого инфраструктурного проекта «Новый фарватер».

    Взыскано полмиллиона
    С начала года сотрудники отделения миграции наложили административных штрафов за нарушение законодательства на сумму 555 тысяч рублей. Более 90 процентов суммы взыскано.

    Диктант по этнографии
     В Сухобузимском, как и во всей стране, 2 ноября прошла акция «Большой этнографический диктант».

    Нарушили технологический процесс
    В Татарской на зернотоке СХП «Осень» сгорела сушилка. В момент пожара в ней было 20 тонн рапса.

    Приедет по графику
    Передвижной медицинский комплекс начнет работать в Сухобузимском районе в 2019 году. На его приобретение из краевого бюджета выделили 8 миллионов рублей.

    На добрые дела
    В районном краеведческом музее прошло заседание «круглого» стола, посвященное 100-летнему юбилею комсомола.

    Тройка лучших
    Завершилась уборочная страда, и в хозяйствах подвели итоги соревнования среди комбайнеров.
Яндекс.Метрика
6 ноября, 2018 | Категории: Подробности
Просмотры: 260    |
Рейтинг: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (Ваша оценка?)
Loading ... Loading ...
Печать

Сто лет в тайге, или История семитонной «англичанки»

Несколько коней-тяжеловозов трудно ступали по разбитой таежной дороге. Взбирались на поросшие густым лесом пригорки, тянули за собой нелегкий груз. Конюхи шли рядом, где направляя, где подталкивая огромные сани, в которые и были впряжены кони. Полозья скрипели под весом чугунной  махины невиданного в этих местах агрегата. Локомобиля, парового двигателя, который должен был облегчить труд старателей.

 Впереди верховые осматривали дорогу, а позади машины плелся санный обоз. Позади многомесячный путь. Конец трудного путешествия близок. К ночи паровой двигатель должны доставить на Кузеевские золотые прииски.

 Вскоре английская паровая машина, произведенная на заводе «Ричард Гаррет и сыновья» была на месте. Забился в топке огонь, закипела вода, рванул пар, приводя в движение механизм, закрутились жернова, дробя золотоносную породу Маловеснинского золотого месторожения. Радостно крикнул кто-то, обнаружив в первой партии драгоценный самородок.

Шли годы. Технологии шагнули далеко вперед. Старинная паровая машина стала никому не нужна.

 

Уникальная находка

Изредка к заброшенной машине выходили охотники, осматривали крутые, поросшие мохом, бока, мечтали, к чему можно было бы ее приспособить, и уходили. Однажды набрел на нее Михаил Николаевич Кошкарев, в то время охотовед Дзержинского района. Постоял, полюбовался. Скрутил на память железный шильдик – информационную табличку с указанием завода-изготовителя. Кстати, ассортимент инженерных изделий фирмы Ричарда Гаррета из города Лейстона в Англии был широким – от паровых машин до боеприпасов.

 Эта металлическая табличка много лет занимала одно из почетных мест в коллекции старинных вещей, которую собрал Михаил Николаевич. Пока однажды не попалась на глаза велопутешественнику, члену Красноярского отделения Русского географического общества Владимиру Васильевичу Черникову.

- Однажды от местных жителей я случайно узнал, что в тайге стоит паровая машина, — рассказывает Владимир Васильевич. — Показали на карте и примерное место. Я загорелся идеей найти ее и с напарником на велосипедах отправился в тайгу. Но это на карте все рядом, и дорога кажется простой. На самом деле мы долго пробирались к нужному месту. Сначала по дороге, которую и сейчас использует золотодобывающее предприятие, потом — по заброшенной дороге, а затем – через бурелом.

Первая экспедиция оказалась безуспешной. Путешественники не дошли до локомобиля всего 250 (!) метров, хотя накрутили вокруг по тайге километров 15.

Вторая попытка, которую Владимир Васильевич предпринял в одиночку, потерпела фиаско – дорогу в тайге развезло так, что проехать на велосипеде оказалось невозможно. Да и цела ли она еще, эта машина? На обратном пути встретились очевидцы, которые не только уточнили местонахождение локомобиля, но и помогли связаться с Михаилом Кошкаревым. Велопутешественник тут же отправился к краеведу-любителю, который показал и шильдик, и фотографию, сделанную в 1986 году.

 Спустя полтора месяца, после возвращения из экспедиции в Иран, Владимир Черников снова нырнул в зеленое море тайги в поисках локомобиля, на этот раз в компании Дмитрия Семенова, напарника из Русского географического общества.

 Попасть к приискам по дороге стало невозможно – ее совсем разбили КамАЗы. Добрались, куда было возможно, на большегрузах, а дальше — своим ходом. И вышли к локомобилю, когда уже отчаялись в успехе.

- Сложно описать чувство, когда я увидел среди высоких деревьев эту машину, — вспоминает Владимир Васильевич. — Восхищение, какой-то щенячий восторг, от которого захватило дух. Она показалась мне произведением искусства, на ум почему-то пришло сравнение с балериной. В тот момент я даже не думал о том, как ее отсюда вызволить, а ходил вокруг, любовался, фотографировал. Она была покрыта мхом, а сквозь колесо проросло довольно толстое дерево. Удивительно, но она практически не ржавая.

 

Из таежного плена

Когда эмоции схлынули, стали думать, как вызволять локомобиль из таежного плена. Прикинули расходы. По всему выходило, что операция обойдется примерно в сто тысяч рублей. Где найти спонсора? Стали слать письма во все инстанции, в том числе и в администрацию Сухобузимского района. Может, с миру по нитке удастся собрать необходимую сумму? Поторопиться с эвакуацией заставляли и останки другой паровой машины, находившейся неподалеку, уже отечественного производства. Скорей всего, ее разрезали автогеном и вывезли как лом черного металла. Предприимчивые граждане безусловно заработали, но лишили историю ценного артефакта.

 Администрация района направила письмо в ООО «Новые горные технологии», это предприятие до сих пор ведет выработку на правобережной части Сухобузимского района.

- Попросили директора Сергея Анатольевича Минлигареева помочь с эвакуацией машины, — рассказывает заместитель главы района Алексей Степанович Демидюк. — У предприятия имеется необходимая техника – и кран, и грузовики, и паром. Они с удовольствием откликнулись. Особенно рабочие — так заинтересовались находкой, что, как только стало возможно, отправились на место, погрузили ее краном на американский самосвал «Катерпиллер 735». Звонят мне: «Машина уже на пароме».

Огромный внедорожник доставил локомобиль прямо во двор районного краеведческого музея, где уже ждал кран. Привезли и остатки камнедробилки, которые нашли рядом с паровым двигателем. По словам Алексея Степановича Демидюка, предприятие эвакуировало раритет безвозмездно.

 

Столетний экземпляр

Уникальная сохранность локомобиля вызывает восхищение историков. В целости корпус, топка, шнек. Нет, правда, многих мелких деталей, выполненных из бронзы и латуни. Но кое-какие «родные» запчасти удалось найти у жителей района, которые когда-то скрутили их с машины на память.

- Паровому двигателю точно больше века, думаю, он изготовлен между 1890 и 1910 годами, — говорит Владимир Васильевич. – Я отправил письмо с фотографиями коллегам из Королевского географического общества Великобритании. Возможно, они помогут найти сведения об этой машине, чтобы восстановить ее первоначальный облик. Завода «Ричард Гаррет и сыновья» в городе Лейстоне (Саффолк, Англия) давным-давно нет. Однако действует заводской музей, а в нем, хочется надеяться, сохранилась документация, по которой можно определить и год выпуска этого экземпляра, и технические данные, и узнать кто был покупателем. Думаю, мы сможем получить чертежи и, возможно, какие-то недостающие детали.

Локомобиль был стационарным. Колеса использовались для того, чтобы перекатить его с одного места работы на другое. Это не самоходная машина, а только двигатель — агрегат, который что-то приводит в движение. С его помощью откачивали воду из шахт или, например, запускали пилораму. В нашем случае сохранились даже фрагменты огромных деревянных саней, на которые он опирался.

 Рядом с машиной обнаружили даже части того механизма, который приводила в движение паровая машина – колеса, чаши и своеобразные жернова, которые дробили руду.

- Это своего рода мельница, и она — большая редкость, уникальный раритет, — считает Владимир Черников.

Эхо «золотой лихорадки»

Чем ценна старинная машина для исследователей? В частности, она поможет прояснить некоторые «белые пятна» в истории развития экономики Российской империи в целом и «золотой лихорадки» в Енисейской губернии – в частности.

 - Это американская «золотая лихорадка» знаменита, об Енисейской же известно немногое, — считает Владимир Васильевич. – А ведь Енисейская «лихорадка» породила огромное количество меценатов и способствовала мощнейшему подъему экономики всей Сибири. Но в музеях очень мало экспозиций, посвященных ей.

Почти ничего не может рассказать о той эпохе и Красноярский краеведческий музей – там лишь упоминание. Я очень интересуюсь этим периодом и как член Русского географического общества искал артефакты на золотых приисках в Мотыгинском районе. Но и там их не осталось.

А тут, в ста километрах от Красноярска – такая удача. Но о чем же расскажет исследователям эта находка? По мнению Владимира Васильевича, сходу можно сказать о том, что 120 лет назад у золотодобытчиков была возможность приобретать импортные технологии, механизировать производство. И не только зарабатывать баснословные деньги, но и развивать меценатство, строить и содержать социальные учреждения.

Музейный экспонат

Экземпляр такой паровой машины – единственный в России. По словам путешественника, некоторые краевые музеи уже предлагали передать им находку. Однако ее доставили в Сухобузимский краеведческий музей, и здесь она, скорее всего, и останется.

 - В нашем музее есть экспозиция, посвященная добыче золота на правобережье Енисея артелью «Центральная», — говорит Алексей Степанович Демидюк. – Планируется, что она будет продолжением новой выставки – о временах «золотой лихорадки» в нашем районе. Тем более, что и у нас жил яркий представитель той эпохи – купец и меценат Матонин. У него было 16 приисков, он построил единственное тогда в Енисейской губернии пятиклассное училище в деревне Кекур и пожертвовал на его дальнейшее содержание 20 тысяч рублей серебром, а на женскую гимназию в Енисейске — 100 тысяч рублей золотом.

Музейная экспозиция расскажет, как в XIX веке на Кузеевских приисках добывали россыпное золото, для чего использовались паровые машины. А уникальный локомобиль станет наглядным свидетельством той эпохи.

 

Наталья ГОЛОВИНА

(АП)

 

 

Ваш комментарий

  

  

  

Текст который нужно ввести в поле ввода

*

Можно использовать эти теги: these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>