ВНИМАНИЕ! В Вашем браузере ОТКЛЮЧЕНА поддержка JavaScript! Сайт может отображаться не корректно!
Зеркало недели

    Замглавы покидает пост
    Заместитель главы района по вопросам туризма, спорта и молодежной политики, начальник отдела культуры А.С. Демидюк заявил о том, что покидает свой пост.

    В районе оценивают ФАПы
    В шести населенных пунктах района идет оценка состояния фельдшерско-акушерских пунктов.

    Кому положена компенсация
    Законом Красноярского края от 09.12.2010 № 11-5393 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае» предусмотрена ежемесячная компенсация расходов по приобретению единого социального проездного билета или оплате проезда по социальной карте (в том числе временной), единой социальной карте Красноярского края (в том числе временной) для проезда детей школьного возраста.

    В Атамановской участковой больнице из-за задымления эвакуировали пациентов
    Как определили специалисты, в хозяйственном помещении заискрила электророзетка, к которой был подключен холодильник. 

    В Высотино приехала фельдшер
    27-летний специалист переехала в наш район из Минусинского по программе «Земский фельдшер»

    Штрафы за недостоверные новости
    Президент Владимир Путин подписал закон, который предусматривает блокировку недостоверных и искажающих факты новостей.

    Спросите главу
    В селах и деревнях продолжается череда сходов граждан, которые проводит администрация района в рамках Общественного совета.
Яндекс.Метрика
18 октября, 2018 | Категории: Здоровье, Образование
Просмотры: 1 152    |
Рейтинг: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (Ваша оценка?)
Loading ... Loading ...
Печать

Мама, давай поговорим!

   Пару недель назад я  ждала автобус на остановке. Люди  все подходили, обсуждали сельские новости, пенсионерки прямо здесь делились рецептами  заготовок, рассказывали об  успехах  внуков  в школе. Я обратила внимание на маму с маленьким мальчиком.

  Молодая  красивая женщина воткнула в уши наушники, достала  смартфон и перенеслась в виртуальный мир. Первые десять  минут  ребенок пытался  привлечь  внимание: кричал, тыкался лицом в ее колени. Было видно, что он устал.  Женщина не реагировала совсем, как будто сына  не существовало. Тяжело вздохнув,  мальчик уткнулся лицом в грязный забор и замер. Так он простоял очень долго, пока не подошел автобус.  Бесцеремонно схватив  сына  за руку, мама  вошла в салон,  расположилась на сидении и продолжила  беседу в чате…  Ребенок покорно молчал.

 Знакомая картина, не правда ли?

 Речевая функция человека, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д.) формируется  постепенно, начиная с внутриутробного развития.

К основным причинам задержки речевого развития специалисты относят различные патологии в период внутриутробного развития и травмы, в том числе механические ― в процессе родов. Диагностику и коррекцию необходимо проводить в максимально ранние сроки.

  В чём проблема увеличения количества детей с нарушениями речи? И как видят проблему педагоги,  логопеды, дефектологи, руководители  учебных заведений Сухобузимского района?

  Анна Николаевна Бакурская, директор Высотинской  средней  школы, логопед, считает, что одна из проблем в том, что дети не видят речевого эталона.  Папы и мамы  мало общаются с детьми (по статистике, в среднем всего 5–7 минут в день), перестали читать им вслух.  Вести беседу —  это не то же самое, что  включить мультики или аудиокнигу.  Во время непосредственного общения  ребенок считывает  именно артикуляцию. Добавим сюда голос, эмоциональную связь — все это  способствует  развитию речи.  

   Нередко в благополучных семьях родители много работают, ответственность за чад порой перекладывается на образовательные организации, мол, пускай научат.

   С каждым годом  растет число детей с поведенческими нарушениями. И это даже большая проблема, чем речевые нарушения.  Эти нарушения мешают в полном объёме освоить образовательные программы и дошкольного, и общего образования. Родители зачастую списывают проблемы на наследственные причины,  не воспринимают  их всерьёз, и, как следствие, не занимаются их решением: «Да он весь в меня, пройдет. Я же не дурак, школу закончил».

  Бывает, что  с ребенком  занимаются, но не верно.  Очень часто  суперзаботливые взрослые  испытывают ежеминутную  повышенную  тревогу  по отношению к малышу, к его поведению. Нередко имеет место и гиперопека, тип воспитания, характерный для  бабушек и   родителей, воспитывающих поздних детей, единственных. Пальчиком показал -  игрушку  купили. Губки надул -  дали папин телефон поиграть. Ножки вытянул — одели сапожки.  Ну и что, что молчит, все же понятно, что ему надо.  Порой взрослых умиляет такое поведение, но на самом деле  надо бить тревогу. Ребенок еще рот открыть не успел, а уже все готово.

 

   Но это еще не все, что влияет на речевое развитие. Имеет место быть  жёсткое, а порой  и жестокое  отношение к ребёнку. Сюда  относят неправильное наказание  за внешние проявления  поведения, не вникая в проблему, которая  порой  заключается в защитном проявлении организма от усталости, от истощаемости, от неправильной организации режима дня и  многих других причин.

   У воспитателей  детских садов нет обязанности заниматься коррекцией речевых и поведенческих нарушений дошкольников. Педагоги могут  вовремя увидеть проблему и рекомендовать родителям  шаги её грамотного решения.

   Назначением коррекционной помощи занимается территориальная ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия),  куда родитель должен сам обратиться за помощью. А родители опасаются непонятного диагноза, который поставит ПМПК,  и не обращаются за помощью. Но ПМПК не  выносит  приговор, а всего лишь дает рекомендации для образовательных учреждений и возможность для ребенка обучаться по адаптированным программам  и  прописывает специальные условия обучения.

    На основании заключений ПМПК в образовательных учреждениях выделяются ставки специалистов. На сегодня обособленное структурное подразделение МКОУ «Высотинская СОШ» (детский сад «Маячок») посещают 84 ребёнка. Многие из них имеют как речевые, так и поведенческие нарушения. Но ввести ставку специалистов (логопеда, дефектолога) не представляется возможным, так как нет документально оформленных детей  с вышеобозначенными проблемами.

 Как вы понимаете, всё зависит от родителей. Может,  они до конца не осознают серьезности проблемы, так как порой  хоть и обращаются, но до конца дело не доводят.

 В сухобузимском  детском саду №1 109 детей. Речевые нарушения есть у 25 % дошкольников. По мнению  заведующей Элены Александровны Михайловой,    их число  будет только расти. Причин тому много, говорит она. Многие перечислены выше. Но одна из основных ― гаджеты. Гаджеты захватили всех.

  Вы наверняка встречали в очереди к доктору, например, полностью поглощённую процессом общения с телефоном маму и блуждающего около неё ребёнка. Мама занята, ее нельзя  беспокоить. Ребенок усвоил это.

  Бывает, ребёнок проявляет недетский интерес к смартфону или планшету и мыслимыми и немыслимыми способами наконец -то овладевает заветной игрушкой. Теперь занят малыш.

   Когда у них придёт время диалога и придёт ли вообще? Если занятому компьютером, планшетом, телефоном родителю дети задают вопрос, что они слышат в ответ? Чаще всего: «Угу». Так и маленькие детки, говорит Элена Александровна, даже на занятиях у логопеда  крайне немногословны и дают односложные, простые ответы.

 В  каждом детском саду проводятся занятия по развитию речи, но ребёнок приходит в дошкольное учреждение  в возрасте двух лет, когда  у него есть определенный словарный запас, и родители уже  должны были побудить  его к диалогу.

Без живого участия семьи, без грамотного подхода к возрастным особенностям дошкольников  сложно должным образом решить любую проблему, в том числе и речевого развития. Потом девочки и мальчики  приходят в школу и с трудом осваивают в полном объёме или не осваивают вообще школьную программу. Но это тема материала следующего номера.

Родители, помните! Способность  детей к адаптации очень высока. Своевременная помощь специалистов поможет восстановлению нарушенных процессов развития речи и укрепит здоровье.

 

                                                                                                                                                               Ирина ЛАПТЕВА

 

 

Ваш комментарий

  

  

  

Текст который нужно ввести в поле ввода

*

Можно использовать эти теги: these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>