ВНИМАНИЕ! В Вашем браузере ОТКЛЮЧЕНА поддержка JavaScript! Сайт может отображаться не корректно!
Зеркало недели

    «Хозяин тайги» плохому не научит
     Сухобузимская молодежь приняла участие в заключительном, зональном этапе краевого инфраструктурного проекта «Новый фарватер».

    Взыскано полмиллиона
    С начала года сотрудники отделения миграции наложили административных штрафов за нарушение законодательства на сумму 555 тысяч рублей. Более 90 процентов суммы взыскано.

    Диктант по этнографии
     В Сухобузимском, как и во всей стране, 2 ноября прошла акция «Большой этнографический диктант».

    Нарушили технологический процесс
    В Татарской на зернотоке СХП «Осень» сгорела сушилка. В момент пожара в ней было 20 тонн рапса.

    Приедет по графику
    Передвижной медицинский комплекс начнет работать в Сухобузимском районе в 2019 году. На его приобретение из краевого бюджета выделили 8 миллионов рублей.

    На добрые дела
    В районном краеведческом музее прошло заседание «круглого» стола, посвященное 100-летнему юбилею комсомола.

    Тройка лучших
    Завершилась уборочная страда, и в хозяйствах подвели итоги соревнования среди комбайнеров.
Яндекс.Метрика
18 октября, 2018 | Категории: Здоровье, Образование
Просмотры: 634    |
Рейтинг: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (Ваша оценка?)
Loading ... Loading ...
Печать

Мама, давай поговорим!

   Пару недель назад я  ждала автобус на остановке. Люди  все подходили, обсуждали сельские новости, пенсионерки прямо здесь делились рецептами  заготовок, рассказывали об  успехах  внуков  в школе. Я обратила внимание на маму с маленьким мальчиком.

  Молодая  красивая женщина воткнула в уши наушники, достала  смартфон и перенеслась в виртуальный мир. Первые десять  минут  ребенок пытался  привлечь  внимание: кричал, тыкался лицом в ее колени. Было видно, что он устал.  Женщина не реагировала совсем, как будто сына  не существовало. Тяжело вздохнув,  мальчик уткнулся лицом в грязный забор и замер. Так он простоял очень долго, пока не подошел автобус.  Бесцеремонно схватив  сына  за руку, мама  вошла в салон,  расположилась на сидении и продолжила  беседу в чате…  Ребенок покорно молчал.

 Знакомая картина, не правда ли?

 Речевая функция человека, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д.) формируется  постепенно, начиная с внутриутробного развития.

К основным причинам задержки речевого развития специалисты относят различные патологии в период внутриутробного развития и травмы, в том числе механические ― в процессе родов. Диагностику и коррекцию необходимо проводить в максимально ранние сроки.

  В чём проблема увеличения количества детей с нарушениями речи? И как видят проблему педагоги,  логопеды, дефектологи, руководители  учебных заведений Сухобузимского района?

  Анна Николаевна Бакурская, директор Высотинской  средней  школы, логопед, считает, что одна из проблем в том, что дети не видят речевого эталона.  Папы и мамы  мало общаются с детьми (по статистике, в среднем всего 5–7 минут в день), перестали читать им вслух.  Вести беседу —  это не то же самое, что  включить мультики или аудиокнигу.  Во время непосредственного общения  ребенок считывает  именно артикуляцию. Добавим сюда голос, эмоциональную связь — все это  способствует  развитию речи.  

   Нередко в благополучных семьях родители много работают, ответственность за чад порой перекладывается на образовательные организации, мол, пускай научат.

   С каждым годом  растет число детей с поведенческими нарушениями. И это даже большая проблема, чем речевые нарушения.  Эти нарушения мешают в полном объёме освоить образовательные программы и дошкольного, и общего образования. Родители зачастую списывают проблемы на наследственные причины,  не воспринимают  их всерьёз, и, как следствие, не занимаются их решением: «Да он весь в меня, пройдет. Я же не дурак, школу закончил».

  Бывает, что  с ребенком  занимаются, но не верно.  Очень часто  суперзаботливые взрослые  испытывают ежеминутную  повышенную  тревогу  по отношению к малышу, к его поведению. Нередко имеет место и гиперопека, тип воспитания, характерный для  бабушек и   родителей, воспитывающих поздних детей, единственных. Пальчиком показал -  игрушку  купили. Губки надул -  дали папин телефон поиграть. Ножки вытянул — одели сапожки.  Ну и что, что молчит, все же понятно, что ему надо.  Порой взрослых умиляет такое поведение, но на самом деле  надо бить тревогу. Ребенок еще рот открыть не успел, а уже все готово.

 

   Но это еще не все, что влияет на речевое развитие. Имеет место быть  жёсткое, а порой  и жестокое  отношение к ребёнку. Сюда  относят неправильное наказание  за внешние проявления  поведения, не вникая в проблему, которая  порой  заключается в защитном проявлении организма от усталости, от истощаемости, от неправильной организации режима дня и  многих других причин.

   У воспитателей  детских садов нет обязанности заниматься коррекцией речевых и поведенческих нарушений дошкольников. Педагоги могут  вовремя увидеть проблему и рекомендовать родителям  шаги её грамотного решения.

   Назначением коррекционной помощи занимается территориальная ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия),  куда родитель должен сам обратиться за помощью. А родители опасаются непонятного диагноза, который поставит ПМПК,  и не обращаются за помощью. Но ПМПК не  выносит  приговор, а всего лишь дает рекомендации для образовательных учреждений и возможность для ребенка обучаться по адаптированным программам  и  прописывает специальные условия обучения.

    На основании заключений ПМПК в образовательных учреждениях выделяются ставки специалистов. На сегодня обособленное структурное подразделение МКОУ «Высотинская СОШ» (детский сад «Маячок») посещают 84 ребёнка. Многие из них имеют как речевые, так и поведенческие нарушения. Но ввести ставку специалистов (логопеда, дефектолога) не представляется возможным, так как нет документально оформленных детей  с вышеобозначенными проблемами.

 Как вы понимаете, всё зависит от родителей. Может,  они до конца не осознают серьезности проблемы, так как порой  хоть и обращаются, но до конца дело не доводят.

 В сухобузимском  детском саду №1 109 детей. Речевые нарушения есть у 25 % дошкольников. По мнению  заведующей Элены Александровны Михайловой,    их число  будет только расти. Причин тому много, говорит она. Многие перечислены выше. Но одна из основных ― гаджеты. Гаджеты захватили всех.

  Вы наверняка встречали в очереди к доктору, например, полностью поглощённую процессом общения с телефоном маму и блуждающего около неё ребёнка. Мама занята, ее нельзя  беспокоить. Ребенок усвоил это.

  Бывает, ребёнок проявляет недетский интерес к смартфону или планшету и мыслимыми и немыслимыми способами наконец -то овладевает заветной игрушкой. Теперь занят малыш.

   Когда у них придёт время диалога и придёт ли вообще? Если занятому компьютером, планшетом, телефоном родителю дети задают вопрос, что они слышат в ответ? Чаще всего: «Угу». Так и маленькие детки, говорит Элена Александровна, даже на занятиях у логопеда  крайне немногословны и дают односложные, простые ответы.

 В  каждом детском саду проводятся занятия по развитию речи, но ребёнок приходит в дошкольное учреждение  в возрасте двух лет, когда  у него есть определенный словарный запас, и родители уже  должны были побудить  его к диалогу.

Без живого участия семьи, без грамотного подхода к возрастным особенностям дошкольников  сложно должным образом решить любую проблему, в том числе и речевого развития. Потом девочки и мальчики  приходят в школу и с трудом осваивают в полном объёме или не осваивают вообще школьную программу. Но это тема материала следующего номера.

Родители, помните! Способность  детей к адаптации очень высока. Своевременная помощь специалистов поможет восстановлению нарушенных процессов развития речи и укрепит здоровье.

 

                                                                                                                                                               Ирина ЛАПТЕВА

 

 

Ваш комментарий

  

  

  

Текст который нужно ввести в поле ввода

*

Можно использовать эти теги: these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>