ВНИМАНИЕ! В Вашем браузере ОТКЛЮЧЕНА поддержка JavaScript! Сайт может отображаться не корректно!
Зеркало недели

    4 июля в Толстомысово утонул шестилетний ребенок
     Звонок о происшествии поступил на пульт единой дежурной диспетчерской службы Сухобузимского района в районе двадцати часов.

    В районном центре ремонтируют памятник участникам Великой Отечественной войны

    В конце июня подрядчик приступил к ремонту мемориала Победы в селе Сухобузимском. На эти цели по краевой программе поддержки местных инициатив сельсовету выделено 2 миллиона рублей. Еще 300 тысяч рублей внесли юридические лица и неравнодушные жители.
    Рабочие выровняли площадку, на которой установлены памятник воину-освободителю и Вечный огонь, ее планируется выложить брусчаткой.
    Приступили к замене ступеней. Фамилии фронтовиков, наполовину стертые от времени, будут переписаны на гранитные плиты, композицию с бегущими солдатами и Орден Отечественной войны также перенесут на новые гранитные плиты. Постамент, на котором установлен памятник солдату, облицуют плиткой. Укрепят опорную стену. Для удобства людей с ограниченными возможностями на мемориале установят пандус.
    Окончание работ запланировано на конец сентября.



    Трагедия на Енисее

    28 июня два жителя Емельяново приехали в Атаманово на рыбалку. С уловом они возвращались к берегу, сняв из-за жаркой погоды спасательные жилеты.
    Мимо проходил теплоход. Лодка, в которой находились рыбаки, зачерпнула воды и перевернулась. Мужчины оказались в воде и попытались плыть к берегу. Одному из них хватило сил добраться до суши самостоятельно. Второй утонул.




    С территории районного краеведческого музея убирают старые тополя

    Работы проводятся в рамках наружного косметического ремонта здания и благоустройства территории. Почти завершена покраска фасада. До конца лета планируется спилить все деревья, установить и покрасить палисадник, высадить многолетние цветы.

    По словам директора музея Ольги Некрасовой, планируется составить смету расходов на капитальный ремонт внутренних помещений.



    Администрация района приобрела роторную косилку

    В селах района траву и бурьян приходится скашивать с больших площадей. Рабочие сельсоветов используют для этих целей обычные бензокосы, но не справляются с такими объемами. Не хватает людей, да и техника выходит из строя. Для того чтобы работы по благоустройству территорий шли быстрее, администрация приобрела роторную косилку отечественного производства.

    Для эксплуатации в сельсоветах администрация района будет предоставлять косилку по заявкам глав. А вот Сухобузимский сельсовет решил приобрести собственную, которая будет крепиться на трактор Т-40.



    С начала июля при регистрации автомобиля придется доплатить за тюнинг

    В силу вступают новые правила, согласно которым любые, даже незначительные, изменения, внесенные владельцем, потребуют проведения расширенных технических испытаний и посещения специальной лаборатории. Речь, в том числе, идет об установке газового оборудования, силового бампера или экспедиционного багажника.

    Сложнее станет и процедура постановки на учет легковых автомобилей с правым рулем. Для этого сначала потребуется получить сертификат о соответствии транспортного средства требованиям безопасности. Праворульные автобусы, экскаваторы и грузовики ввозить в Россию вовсе запретят.



    С 1 июля
    прекращает действие ряд послаблений для граждан и юрлиц, введенных с началом режима самоизоляции.
Яндекс.Метрика
8 мая, 2020 | Категории: Память, Патриотическое воспитание
Просмотры: 231    |
Рейтинг: 1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (Ваша оценка?)
Loading ... Loading ...
Печать

Летчик Яков Лемешкин четырежды бежал из плена

 

Миндерлинские старожилы наверняка помнят  заведующего сельской пекарней.    

Себя он называл украинцем, хотя семья жила в деревне Россошь Воронежской области, а до войны в Баку.  Потом  переехал в столицу Азербайджанской ССР, к  старшей сестре. Здесь, в главном городе республики, был знаменитый на весь Советский Союз Бакинский аэроклуб.  Незадолго до начала Второй мировой войны в Азербайджане было построено множество аэродромов и авиаконструкций,  созданы школы и другие структуры, готовящие кадры для авиации.

 Техника заворожила юношу, а природное любопытство и бесстрашие помогли научиться управлять ею. Успехи в аэроклубе помогли поступить в летную  школу, которую он закончил экстерном, получив вместе с правом управлять самолетом еще и звание младшего лейтенанта.

 По распределению Якова отправили в Вооруженные силы, хотя и до войны в Азербайджане уже действовала гражданская авиация и осуществлялись  пассажирские авиаперевозки. Яков стал военным летчиком.  

         Несколько лет назад журналисты   одного из  нарофоминских СМИ заинтересовались судьбой летчика.  Им удалось разыскать личное дело офицера и учетную карточку. Судя по  содержащимся в ней данным, Яков начал службу в  1938 году в 45-м авиационном полку, который базировался в Баку.  А в августе 1939-го  направили на восток – в распоряжение командира 1-ой авиагруппы Забайкальского военного округа  на должность начальника связи 4-ой эскадрильи 22-го истребительного авиаполка.  

Интересно, что в апреле 1940 года младший лейтенант Лемешкин награжден орденом Красного Знамени. В карточке есть пометка «ВВС Северо-Западного фронта», из чего нарофоминские журналисты сделали предположение, что Яков участвовал в войне с Финляндией.

- Отец рассказывал об этом, — вспоминает сын летчика Борис Лемешкин. —  Орден он получил за бои на Халхин- Голе. Правда, тогда он служил уже не в Баку, а по распределению  в Белостоке,  польском городе, который только-только вошел в состав Белорусской ССР.   Отсюда их срочно перебросили в Монголию.  По железной дороге отправили и разобранные самолеты.

        

 Бой в пустынной  степи

С первых дней июня в районе боевых действий  работала  группа лётчиков-асов,  многие имели боевой опыт войны в Испании и Китае,  17  были героями Советского Союза.  Асы  приступили к обучению пилотов, реорганизовали и укрепили систему воздушного наблюдения, оповещения и связи.

-   Когда прибывшее пополнение немного облеталось, командир взял отца на боевое задание. Сказал тогда, мол, удержишься у меня на хвосте – останешься  в живых, — продолжает сын  фронтовика. -  Отец вспоминал потом, что отвлекся от ведущего всего на секунду – и остался в небе один. Куда лететь?  Ориентиров никаких. Внизу холмистая пустынная степь, вверху — облака.  Определив направление, пошел в бреющем полете, чтобы различить внизу хоть какие-то вешки и сориентироваться, как возвращаться на базу.

           За очередным холмом летчик вдруг заметил людей, которые  что-то раскапывали, а чуть дальше  — и технику,  явно чужую. Надо же, на японцев нарвался! И они вот-вот откроют по нему огонь. Решение пришло быстро.   Боезапас лег в скопление техники, какой-то из снарядов попал в бензовоз. Раздались взрывы, в небо взвился столб дыма, начался пожар.  

         Лейтенант, вцепившись в штурвал, уводил истребитель.  До своих не долетел –  кончилось топливо. Удалось спланировать в пески.  Его  обнаружила высланная навстречу группа бойцов.  Яков  рассказал о нечаянном бое, место которого было видно издалека по густому дыму, поднимавшемуся от горящей техники.  Оказалась, эту группировку японских диверсантов искали давно. Немало крови они попили у наших бойцов: чувствительно жалили ночами,  умело прятались днем.

         — Отец рассказывал, что остатки  этой самурайской группы потом пытались взять три дня. В итоге она оказалась полностью уничтожена –  японцы совершили самоубийство. А его наградили орденом.

         Сведения о награждении имеются на сайте «Память народа», а вот фотокопии документа не представлено.  

Кстати, вполне возможно, что правы и журналисты из Наро-Фоминска.   Знаменитая Зимняя война с Финляндией разразилась в ноябре 1939 года. Эскадрилья, в которой служил Яков Лемешкин  и на основе которой сформировался в 1940 году 126-й  истребительный авиаполк,   участвовала в боях на Халхин -Голе в составе 22-го авиаполка  и в Зимней войне с Финляндией – в  составе 25-го. 

 

Первый бой

 

В 1940 году Яков  стал штурманом эскадрильи 126-го истребительного авиаполка. К маю 1941-го — заместителем командира этого подразделения. Базировалось оно в Белоруссии, в Витебской области, и входило в состав 9-й смешанной  авиадивизии ВВС Западного Особого военного округа.

В  январе 1941-го в полк поступили   новейшие истребители МиГ-1 и МиГ-3.  Пилоты осваивали новую технику. Здесь, на переднем крае, авиаторы первыми встретили натиск фашисткой армии.  22 июня в полку было 38 исправных МиГов и 13  самолетов И-16.  Не все успели поднять в воздух. Летчики дали  фашистам первый воздушный бой  и в первый раз отправили  самолеты на таран.

Остатки авиаполка с 25 июня передавали из подразделения в подразделение. В боях теряли пилотов, самолеты, территорию. 13  сентября полк убыл на доукомплектование и переучивание в Вологодскую область, а потом был передан в ПВО страны.

Нескольких летчиков отправили сразу под  Москву. В Наро-Фоминске  в конце сентября 1941 года сформировался 565-й истребительный авиационный полк Московской зоны ПВО. Здесь очень нужны были летчики, которые умели управляться с новейшими самолетами МиГ-3. В боевые действия подразделение вступило  с 23 сентября. Лемешкин в  его составе значится с 29  сентября в качестве замкомэскадрильи.  Полк прикрывал с воздуха наземные войска, город и военные объекты Москвы, штурмовал  войска противника, действуя в интересах командования наземных фронтов. 

    Википедия сообщает, что первая известная воздушная победа полка  одержана 6 ноября 1941 года: младший лейтенант Черномаз в воздушном бою в районе западнее города Наро-Фоминск сбил немецкий бомбардировщик «Юнкерс».

Куда полетел?

 Порадоваться боевому успеху однополчанина Якову Лемешину было  не суждено. В свое последнее патрулирование он вылетел в качестве ведущего 29 октября.

Журналисты сайта Наро-Фоминска сумели найти боевое донесение от 29 октября 1941 года штаба 565 иап командиру 6-го авиационного корпуса:

 «При выполнении боевого задания 29.10.41 в 8  часов 32  минут – патрулирование в районе Подольск-Лопасня в составе звена: командир 2-й авиаэскадрильи лейтенант Лемешкин Я.Е, командир звена младший лейтенант Зорин В.А. и пилот сержант Серов А.А.,  не вернулись с боевого задания два летчика – лейтенант Лемешкин Я.Е. и сержант Серов А.А.  Третий экипаж вернулся и благополучно произвел посадку на свой аэродром».

 По докладу вернувшегося летчика командира звена младшего лейтенанта Зорина В.А. звено при ведущем командире эскадрильи задание выполняли не в своей зоне патрулирования Подольск-Лопасня. Ведущий лейтенант Лемешкин повел звено по шоссе Подольск-Мароярославец и не долетел до Малоярославца 8 км.  В районе Доброе звено было внезапно атаковано на высоте 1500 метров группой немецких истребителей (до трех самолетов по докладу мл.лейтенанта Зорина). В это время с земли велся зенитный огонь. Младший лейтенант Зорин отбил атаку, при которой атаковывали сержанта Серова. После выхода из атаки Зорин наблюдал горящий самолет Лемешкина, который шел на снижение, а второй ведомый Серов планировал. После чего Зорин на бреющем полете ушел домой.   

 Вывод: 1. Причиной данного происшествия явилось то, что командир эскадрильи не выполнил приказание на патрулирование в своем районе Подольск-Лопасня, а повел звено в сторону фронта искать противника.

2. Возможно, что командир эскадрильи обнаружил противника, но ведомый младший лейтенант Зорин не заметил и не наблюдал никакой команды для атаки».

 Так что же случилось? Неужели опытный летчик бросил район патрулирования и отправился к фронту, прямо под фашистские зенитки?  Похоже, в вероятность этого не поверили и в штабе, сделав еще один осторожный вывод, что ведомый пилот не заметил сигнала к атаке.

И сейчас этот финт кажется странным, особенно если взглянуть на карту. Чтобы комэска  кардинально изменил маршрут и полетел к занятому фашистами еще 10 дней назад Малоярославцу,  должны быть причины.   МиГи могли подниматься на высоту до семи километров над землей, но патрулирование вели в эшелоне от 1,5 до 2 километров.  Может, и впрямь начал преследовать противника?

- Отец так и рассказывал. Фашисты тоже хитрили в небе,  провоцируя наших летчиков начать погоню, и выводили прямо под огонь зениток. Так сбили и его самолет. Увидел он,  как выходит из облаков падающая машина ведомого, и выскочил из своего горящего самолета.  Приземление вышло жестким –  упал в лес. Стропы парашюта запутались в сосновой кроне,   кобуры с пистолетом нет, из раны в ноге струится кровь, лицо и руки горят – от ожогов  кожа пошла волдырями. Лучше уж разбиться с самолетом, чем вот так истечь кровью, беспомощно повиснув на дереве!

 

 По ту сторону фронта

Но подмосковный лес не был пустым. Из окружения пробивались наши солдаты. Они и сняли пилота  с дерева, перебинтовали лоскутами от парашюта, уложили под той же сосной, развели костерок  рядом, бросили в угли две картошки. Нести раненого им было невозможно.

Сколько  прошло с момента вылета?  Обессиленный летчик, казалось, лишь на миг закрыл глаза. А когда открыл – совсем рядом слышалась резкая, но негромкая немецкая речь.  Еще минута – и раненого безоружного лейтенанта грузят в телегу и везут в штаб.

На сайте объединенной базы данных Минобороны «Мемориал» есть документы, по которым можно проследить путь летчика в неволе.   Лазарет лагеря в Рославле, в Смоленской области – сюда его доставили 4 ноября. Здесь он наблюдался  до 24 декабря.  А потом 18 марта 1942 года    на него заводят учетную карточку в Лицманштадте – городе Лодзи в Польше, превращенном в огромное гетто. Здесь  велась сортировка людей. Кого оставить работать на местных фабриках, кого  отправить в трудовые  лагеря, а кого уничтожить в лагерях смерти.   Бывшего летчика отправили в лагерь Люфтваффе.  Персональный номер Якова – 100, и фамилия в учетной карточке изменена на Лемешко.

Судя по данным в сохранившемся документе,  военнопленный  вел себя дерзко.  В августе прибывает в шталаг VII близ города Моосбург –  один из лагерей для военнопленных офицеров.  Три дня – и он включен в состав рабочей команды.  В шталаге много русских и французов, в основном  офицеры. Лагерь для военнопленных  сотрудничает с  Красным Крестом, однако никакие формы международных конвенций о социальной защите на советских офицеров не распространяются.

 Однажды, в ноябре 1942-го года,  Яков решается на побег.

- Отец рассказывал, что готовили его с товарищами несколько месяцев.    Но вышло неудачно – поймали их в 120 километрах к юго-востоку, в  населенном пункте Фишбахау, а чтобы неповадно было -  посадили на  пять суток в карцер.

Он снова пытался бежать – на сей раз  из-под ареста.  Невысокий истощенный хромой человек рвался на волю.  Получил еще восемь суток в карцере. 

 Как срок «строгого ареста» вышел – его отправили в другую рабочую команду. Казалось, что бунтарь успокоился. Но нет, 6 января он демонстративно отказывается от работы.  Лагерь международный, во внутренних землях Германии, расстреливать за отказ от работы нельзя.  Поэтому  снова карцер. Не помогло – 29 января он устраивает «деятельность против лагерной полиции». За что получает еще 10 суток.   Потом – еще две недели под присмотром в шталаге.  22 февраля его снова направляют в рабочую команду.  Однако бывший летчик   снова устраивает бунт. Весной  его направляют  в другую арбайтеннкомадер  — и в мае 1943  года он снова совершает попытку побега. На сей раз – удачную. Так записано в учетной карточке.     

  Нередко беглых передавали гестапо.   Они тут же теряли статус  военнопленных  и даже призрачную защиту Красного Креста. Но с Лемешкиным случилось по-другому. В 1944 году он попал к американцам,  его имя  - в  перечне возвращаемых в Советский Союз бывших военнопленных, которых с собирали в Салерно.  Ранней  весной 1945-го его морем доставили в Одессу, а оттуда – поездом. Мы видим его фамилию в списках  документов запасных стрелковых полков весной 1945 года.  Это – не действующие войска, а формирования для бывших военнопленных, которых  ждали фильтрационные лагеря. Избежать ссылки в Сибирь Якову было невозможно.  Он и не искал оправданий.  

- Отец не жаловался, не пытался доказать свою невиновность, — рассказывал Борис  Яковлевич. — Спустя годы  его реабилитировали.

 

Наталья ГОЛОВИНА  

Фото предоставлено Борисом  Лемешкиным

 

  

 

Ваш комментарий

  

  

  

Текст который нужно ввести в поле ввода

*

Можно использовать эти теги: these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>